Вернуться к обычному виду

Итоги деятельности

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

при администрации городского округа Кинешма за 2013 год

В городском округе Кинешма на 01.01.2013 проживало 15583 несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, что составляет 18% от общей численности населения города. Из них: в 16 общеобразовательных школах обучалось — 7711 чел., воспитанниками 34 дошкольных образовательных учреждений являлись 4417 детей. В 7 учебных заведениях высшего, среднего и начального профессионального образования обучалось 2552 чел. в возрасте от 15 до 22 лет.

Координирующая роль в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принадлежит комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации городского округа Кинешма, чья деятельность носит организационный и правовой характер. В своей работе в 2013 году комиссия руководствовалась приоритетными направлениями государственной политики в области охраны детства, руководствуясь ключевыми принципами Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы.

В 2013 году на 28 заседаниях комиссии рассмотрено 426 материалов дел (АППГ — 510), из них 189 в отношении родителей (АППГ – 217) и 237 дел в отношении несовершеннолетних (АППГ — 310 соответственно). Среди дел в отношении несовершеннолетних: 123 административных протокола (АППГ — 182), 21 дело – составляют материалы по фактам самовольных уходов (АППГ — 51), получили согласие комиссии на перевод на очно-заочную форму обучения – 5 несовершеннолетних (АППГ — 8), 17 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, в которых приняли участие 27 несовершеннолетних.

Анализ рассмотренных дел показал, что по основным цифрам статистики за 2013 год произошло снижение на 30 фактов самовольных уходов несовершеннолетних, на 59 протоколов уменьшилась статистика административных правонарушений несовершеннолетних, связанных с употреблением алкогольной продукции и пива, мелкого хулиганства, незначительно (на 3 факта) уменьшилось количество обращений образовательных учреждений на перевод учащихся, достигших возраста 15 лет, до получения основного общего образования на иную форму обучения.

Однако, по сравнению с 2012 годом, увеличилось количество несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности — с 21 случая до 27 в 2013 году. Причем, 93% от совершивших общественно-опасные деяния составляют подростки, не достигшие возраста 14 лет. Данный показатель вызывает особую тревогу, так как именно подростки данной категории совершают повторные преступления, достигнув возраста уголовной ответственности. В 2013 году — это учащиеся школ №№ 2, 6, 18, 19, школы-интернат №1.

При рассмотрении персональных дел н/летних комиссия определяет причины и условия, способствующие совершению правонарушений. Выявленные причины лежат в основе организации индивидуально-профилактической работы с подростками с использованием межведомственного подхода.

В настоящий момент на учете в КДН и ЗП состоит 216 подростков, что составляет 1,4 % от общего количества детского населения. Это подростки – требующие особого внимания, межведомственного наблюдения и контроля.

В 2013 году на заседаниях комиссии было рассмотрено 46 вопросов (АППГ — 38), связанных с профилактикой правонарушений в подростковой среде. Особое внимание уделялось выполнению Плана действий г.о. Кинешма по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Мероприятия стратегии за 2013 год всеми субъектами системы профилактики выполнены в полном объеме.

В целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия по профилактике детского и семейного неблагополучия в отчетном году был изучен опыт работы отделения профилактической работы с семьями и детьми в ОГБОУ СО «Кинешемский социально-реабилитационный центр для н/летних», Центра подготовки приемных родителей и сопровождения замещающих семей ОГКОУ «Кинешемский детский дом», МУ г.о. Кинешма «Центр социальной поддержки молодежи «Преображение».

В течение 2013 года на заседаниях КДН и ЗП неоднократно проводился анализ досуговой занятости детей и подростков, которая способствует их адаптации к современным условиям, правовой социализации через культурно-досуговую, физкультурно-оздоровительную работу, привлечение к общественно-полезному труду.

В городе сохраняется и расширяется система дополнительного образования детей, которая представлена сетью муниципальных учреждений: 4 детско-юношеские спортивные школы, Детская школа искусств, Детская художественная школа, Центр развития творчества детей и юношества, Центр внешкольной работы. Все учреждения расположены в разных микрорайонах города, имеют свои подразделения, что создает более благоприятные условия для занятий, обеспечивая доступность образовательных услуг и безопасность детей. Дополнительно в спортивной школе «Волжанин» работало 11 спортивных инструкторов по месту жительства в различных микрорайонах города. Их деятельностью было охвачено до 3000 подростков. Таким образом, услугу дополнительного образования в нашем городе получает 6146 подростков, что составляет 79,7% от общего числа учащихся школ (областной показатель 78,4%).

Важную роль в предупреждении правонарушений среди несовершеннолетних играет школа, так как она была и остается центром воспитательной работы. Поэтому наиболее распространенной формой организации досуга подростков, активно используемой педагогами в целях профилактики безнадзорности и правонарушений, является кружковая деятельность творческой, технической и спортивной направленности, организуемая в общеобразовательных учреждениях. В 2012-2013 учебном году в школах города работало 179 кружков и объединений, 27 спортивных секций, в которых было занято 3687 учащихся.

Широкая и разнообразная сеть перечисленных мною учреждений и направления их деятельности позволяет субъектам профилактики оказать своевременную помощь неорганизованным подросткам «группы риска» в обеспечении их самозанятости. В 2013 году охват внеурочной деятельностью подростков, состоящих на учете, составил 68,9 % от общего числа состоящих на учете (148 чел. из 216 чел.).

Гендерный анализ состава обучающихся в кружках и секциях, учреждениях дополнительного образования показал, что с 34 до 32% уменьшился процент обучающихся мальчиков и юношей. Поэтому перспективной задачей данных учреждений является развитие направлений деятельности, привлекающих мужскую половину подрастающего поколения, что не мало важно и для работы с нашим контингентом детей.

В ходе реализации мер по профилактике правонарушений по линии комиссии в 2013 году проведено:

- 3 межведомственных обучающих семинара, из них два в образовательных учреждениях — школах №9, 8;

- семинар-практикум по профилактике неблагополучия в семьях, имеющих детей;

- 9 Единых дней профилактики в учреждениях образования;

- 2 «круглых стола», в ходе которых обсуждались вопросы взаимодействия в работе с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, профилактики употребления н/летними ПАВ (психоактивных веществ);

- проводились межведомственные рейды по местам концентрации н/летних в вечернее время;

- посещались по месту жительства неблагополучные семьи, в которых установлены условия, угрожающие жизни и здоровью детей;

- с учащимися МОУ СОШ № 6, 16, воспитанниками МОУ ДОД СДЮЦ «Звездный» были проведены профилактические мероприятия с участием начальника Ивановского линейного отдела МВД России на транспорте «Железная дорога — зона особого внимания»;

- с подростками, состоящими на учете в ПДН МО МВД РФ «Кинешемский» проведена квестовая игра «Мы вправе знать о праве»;

- спектакли Кинешемского драматического театра им. А.Н. Островского на безвозмездной основе посетили обучающиеся учреждений начального профессионального образования №13, 36, 38 и МОУ школы-интерната №1.

Особую актуальность вопросы организации досуговой занятости детей и подростков приобретают в каникулярное время. Более пристального внимания требуют дети, находящиеся в социально опасном положении. В целях эффективного взаимодействия практикуются совместные заседания межведомственной координационной комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков и КДН и ЗП.

В апреле 2013 года была проанализирована предварительная летняя занятость каждого подростка, состоящего на учете, и взята на контроль субъектами системы профилактики.

Летом 2013 года в загородных оздоровительных и санаторно-курортных лагерях отдохнуло 44 ребенка из неблагополучных семей и 13 человек, состоящих на учете в КДН и ЗП. Лагеря дневного пребывания на базе школ посещали 70 подростков группы риска.

Долгосрочной целевой программой «Содействие занятости населения городского округа Кинешма на 2012-2014 годы» предоставлена возможность организации круглогодичной занятости подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Из 216 подростков, состоящих на учете в КДН и ЗП, в трудовые отряды в 2013 году были привлечены лишь 19 человек, что крайне мало. Как правило, наибольшее количество трудных подростков в летний период находятся под контролем родителей, трудоустраиваются к индивидуальным предпринимателям без официального трудоустройства. Считаю необходимым руководителям всех образовательных учреждений организовать в текущем году более широкое информирование родителей и подростков о возможности временной занятости детей на базе наших учреждений.

Немаловажная роль в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, отводится психологам. Продолжается сотрудничество школ с МУ «Центр социальной поддержки молодежи «Преображение». В течение года специалистами центра проведено 35 профилактических мероприятий, направленных на предупреждение подросткового алкоголизма, наркозависимости и подростковой преступности. Индивидуальным консультированием и групповыми формами психологической работы было охвачено 1800 человек. Наиболее часто обращались за помощью учащиеся школ и ПУ в возрасте 10 — 17 лет (873чел.) и родители (600 чел.).

Второй год на базе Центра «Преображение» в июне работал летний профильный лагерь «Инсайт» для 15 подростков, состоящих на учете в КДН и ЗП и ПДН МО МВД РФ «Кинешемский».

В течение лета членами комиссии проведено 7 профилактических мероприятий с подростками, работающими в трудовых отрядах, 11 проверок по соблюдению трудового законодательства в отношении н/летних.

Охват детей, состоящих на учете, организованными формами отдыха и временной занятости в летний период составил 58,4%.

Примером эффективного межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений является ставшая уже традиционной межведомственная комплексная профилактическая операция «Несовершеннолетние», которая включает в себя 4 этапа: «Здоровый образ жизни», «Безнадзорные дети», «Всеобуч», «Лидер». В ходе операций решались вопросы реализации конституционного права н/летних на основное общее образование, оказания социально-педагогической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, пропаганды здорового образа жизни.

Не менее важной задачей, стоящей перед комиссией, является профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства.

Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» среди задач семейной политики детствосбережения определил такие, как обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, приоритет воспитания ребенка в родной семье.

Комиссией ДН и ЗП при Губернаторе Ивановской области утвержден Порядок взаимодействия муниципальных комиссий с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений н/летних по профилактике неблагополучия в семьях. Новый порядок вступил в действие с июня 2013 года и определил последовательность действий всех заинтересованных структур при выявлении фактов семейного неблагополучия, учете и организации профилактической работы. На 01.06.2013 были сформированы: муниципальный банк семей (несовершеннолетних), находящихся в социально опасном положении, на базе КДН и ЗП, на учете в котором находилось 32 семьи и 28 н/летних, и муниципальный банк случаев семейного неблагополучия на базе ТУ СЗН, в котором на учете состояло 101 семья.

С целью координации работы с неблагополучными семьями ежемесячно проводились заседания межведомственной рабочей группы по профилактике неблагополучия в семьях, имеющих детей, и несовершеннолетних с участием представителей полиции, социальной защиты, образования, здравоохранения. Обсуждались ситуации в каждой семье, состоящей на учете, оценивались результаты работы всех ведомств с данной семьей, намечались дальнейшие действия по оздоровлению обстановки в семье, принимались решения о возможности снятия с учета либо о продолжении работы с семьей.

В период с 01.06 по 31.12 2013 года проведено 7 заседаний межведомственной рабочей группы, выявлены 31 семья и 5 несовершеннолетних, требующих внимания и поддержки. Из них: 25 семей и 3 несовершеннолетних поставлены на учет в муниципальный банк случаев семейного неблагополучия и 6 семей и 2 несовершеннолетних в муниципальный банк семей (несовершеннолетних), находящихся в социально опасном положении.

С июня по декабрь 2013 года из муниципального банка случаев семейного неблагополучия снято 52 семьи, из них 41 – в связи с улучшением ситуации в семье по итогам предпринятых профилактических мер. Из муниципального банка семей (несовершеннолетних), находящихся в социально опасном положении, было снято с учета 20 семей и 14 подростков.

На 01.01.2014 в муниципальном банке семей (несовершеннолетних), находящихся в социально опасном положении, находятся 18 семей и 16 н/летних, в муниципальном банке случаев семейного неблагополучия на учете состоит 78 семьи.

Учитывая, что в значительной части семей родители не работают и не имеют никаких источников дохода, приоритетным направлением работы субъектов системы профилактики являлось оказание социальной помощи.

ТУ СЗН 25 неблагополучным семьям была оказана адресная государственная социальная помощь на сумму 7,5 тыс. руб., 43 семьям оказана помощь в оформлении документов для получения социальных выплат (субсидии, ежемесячного детского пособия). 41 ребенок был направлен на отдых в загородные оздоровительные лагеря области. Комитетом по социальной и молодежной политике из средств местного бюджета оказана материальная помощь 48 семьям, имеющих детей в возрасте до 18 лет, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на сумму 150 тыс. руб.

Существенная помощь оказывается малообеспеченным семьям в ходе проведения благотворительных акций, в организации которых участвуют субъекты системы профилактики. В ходе акций «Поможем собрать детей в школу» и «Новогодний подарок» за счет средств местного бюджета в размере 300 тыс. руб. и средств благотворителей в размере около 2 млн. руб. почти 1000 семьям, в которых воспитывается более 1500 детей, была оказана помощь в обеспечении одеждой, школьной формой, наборами канцелярских товаров. В новогодние праздники дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, были обеспечены бесплатными билетами на новогоднее представление в Кинешемский драматический театр имени А. Н. Островского и новогодними подарками за счет спонсоров.

Несмотря на то, что число семей и н/летних, находящихся в трудной жизненной ситуации, по сравнению с прошлым годом снизилось со 147 до 112, вопросы благополучия семьи и детства продолжают оставаться актуальными и постоянно находятся в центре внимания всех субъектов системы профилактики.

Принимаемые меры по профилактике безнадзорности способствовали достижению положительных результатов по ряду показателей, отражающих состояние подростковой преступности. Снизилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними с 63 до 55 (из 55 преступлений 25 были совершены в 2012 г. и перешли в статистику 2013 года). Снизилось количество участников преступлений с 40 до 37. Отмечается снижение числа учащихся школ, принявших участие в совершении преступлений с 35 до 14.

Являясь координирующим органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, КДН и ЗП ставит перед собой главной задачей – построить работу во взаимодействии всех ведомств в интересах ребенка. Базой для выработки согласованных подходов в деятельности является межведомственный состав комиссии, который уже в процессе заседания комиссии позволяет сделать анализ ситуации сложившейся с конкретным ребенком, выявить проблемы и предложить пути адаптации и реабилитации подростка. 

Дата изменения: 20.02.2014 09:51